ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
МЕХАНИКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

РЕМОНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Восстановление зубчатых колес, венцов, шестерен.

Из личного опыта и по статистике ремонта комплектующих энергетического оборудования, можно с большей долей вероятности утверждать, что половину изношенных зубчатых прямозубых и косозубых пар с размерами зубчатого венца от 1000 мм и более можно восстановить не меняя само колесо.

Как правило при больших размерах экономически нецелесообразно изготавливать новое колесо (зубчатый венец) по ряду объективных причин.

Во первых заготовка-отливка. Колесо скорее уникальное, с облегчением, рёбрами жесткости, ступицей сложной формы и т.д.

Необходимо изготовить модельную оснастку, стоимость которой полностью перейдёт на заготовку, само литьё крупных и геометрически сложных элементов — прерогатива больших заводов с высокими накладными расходами. К тому же, необходимо обязательно проводить объёмную термообработку заготовки после литья.

Мы используем три основных метода ремонта таких зубчатых колес, венцов, шестерен:

  • Коррекция зуба;
  • Наплавка;
  • Бандажирование.

Коррекция параметров зуба колеса (венца, шестерни)

При небольшом равномерном износе зубьев ведущего колеса, есть возможность восстановления работоспособности пары, просто сделав коррекцию зуба. Такой износ часто наблюдаем на парах, работающих в закрытых передачах при равномерных нагрузках.

Причиной данного износа могут быть долгий срок работы, а так же ошибки при конструировании или изготовлении пары. Например, существенно завышенная твёрдость шестерни ведущей по сравнению с твёрдостью колеса.

После анализа состояния пары, вычисляется величина коррегирования (уменьшения высоты зуба), сравнивается с максимально допустимой величиной, строится компьютерная модель, на эмуляторе обкатывается, и выдаются рабочие чертежи исходного контура на зуборезную операцию.

Одним из основных критериев применение данного метода является наличие возможности изменения межосевого расстояния пары. Если такая возможность есть, то и провести коррекцию легко, если же изменить межосевое расстояние невозможно, можно сыграть на дополнительной коррекции ведомой шестерни, но величина этой коррекции сильно снижается.

Наплавка, как самый распространённый метод восстановления зубчатых передач

Технологии наплавки всё время совершенствуются. На данный момент в ООО «МЭО» используется наплавка проволокой с автоматической подачей в среде инертного газа.

При данном методе важнейший параметр — материал наплавки. Твёрдость зуба после нарезки, а так же структура наплавленного металла должна быть, как у оригинала. После наплавки и обработки каждый зуб контролируется УЗД на отсутствие пор, раковин, трещин, несплошностей и т.д. Выдаётся соответствующее заключение. Наплавка производится, как на поверхностях самой эвольвенты, так и на ножке, головке, торцах зуба (панцирь зуба исключает отслаивание наплавленного слоя). После обработки зуб по геометрии, твёрдости и т.д. ничем не отличается от нового, визуальные отличия отсутствуют.

Бандажирование

Здесь всё просто. На изделии изношенный зубчатый венец срезается полностью, протачивается диаметр под посадку (натяг, зазор, на горячую и т.д.), монтируется новый бандаж (при необходимости крепится при помощи сварки, штифтов, винтов и т.д.) и далее нарезаются новые зубья.

Бандаж — заготовка кольцо (в некоторых случаях полукольцо). В идеальном варианте раскатная кольцевая заготовка — поковка. В России только несколько заводов выпускают такие кольца диаметром до 3 м. Если больше — кольцевая заготовка — отливка. Соответственно ниже точность, больше припуска, ниже прочностные характеристики.

Отремонтированное с помощью бандажирования зубчатое колесо по своим характеристикам ни чем не отличается от новой пары при разности в стоимости до 50%.

Параметры зубчатых колес, венцов, шестерен подлежащих ремонту (восстановлению):

Диаметр зубчатого венца, мм Высота зубчатого венца, мм Модуль, мм Класс точности Шероховатость по зубу, Ra (мкм)
100 — 8 000 10 — 1 500 1 — 100 6 — 10 2,5 — 6,3

 

Несколько примеров ремонта зубчатых венцов:

%d1%88-12-%d0%b4%d0%be-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%b4%d0%be%d0%b4%d0%be-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%88-25-%d0%b4%d0%be-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%88-25-%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%88-12-%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bd%d1%82%d0%b0